Вифлеем
Евангелие от Матфея
Глава 2
1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 «Где родившийся Царь Иудейский – ибо мы видели Звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» -
3 Услышав это, Ирод, царь встревожился, и весь Иерусалим с ним;
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?» -
5 Они же сказали ему: «В Вифлееме Иудейском – ибо так написано через Пророка:
“и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не
меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт Народ Мой, Израиля”
(Мих 5.2)»
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления Звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».
Они, выслушав царя, пошли: и се, Звезда,
которую видели они на востоке, шла пред ними,
как наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же Звезду, они возрадовались
радостью весьма великою;
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, - и, пав, поклонились Ему; и,
открыв сокровища свои, принесли Ему дары – золото, ладан и смирну.
Евангелие от Луки
Глава 2
В те дни вышло от Кесаря Августа, повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 и пошли все записываться, каждый в свой город;
4 Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, (потому что он был из Дома и Рода Давидова),
5 записаться с Мариею, обручённою ему женой, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
и родила Сына Своего, Первенца;
спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было Им места в гостинице.
В той стране были на поле пастухи, которые
содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава
Господня осияла их – и убоялись страхом великим.
и сказал им Ангел: «Не бойтесь! Я возвещаю
вам Великую Радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот, вам знак: вы найдёте Младенца в
пеленах, лежащего в яслях».
13 И внезапно явилось с Ангелом
многочисленное Воинство Небесное, славящее Бога и взывающее:
14 «Слава в Вышних Богу, и на Земле мир, в человеках – Благоволение!»
15 Когда Ангелы отошли от них на Небо,
пастухи сказали друг другу: «Пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь».
16 И, поспешив пришли – и нашли Марию, и
Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё, что слышали и видели, как им сказано было.
В Евангельских текстах Вы увидите цифры - римские или греческие, а также номера глав. Вот информация почему, как и когда тексты Священного Писания были разделены на главы и стихи.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров)
(Сайт православие,ру http://www.pravoslavie.ru/answers/6853.htm)
Автографические священные тексты, как Ветхого, так и Нового Завета, были сплошными и не разделялись на главы. Однако богослужебная необходимость и естественная потребность лучше усвоить содержание книги при чтении привели к выделению в тексте единых по смыслу фрагментов. Так уже в древний период ветхозаветной истории проведено было разделение на отделы, которые получили названия pesukim (существительное мужского рода множественного числа от евр. pasuk – отдел). Pesukim были разного размера. Так, отдел книги Бытия, повествующий о творении, составлял первый pasuk (соответственно нашей Библии – 1-2:4). Но чаще всего pasuk равнялся современному библейскому стиху. В Пятикнижии насчитывалось 5888 pesukim, в книге псалмов – 5896. Существовало также деление на более крупные отделы – sedarim (существительное мужского рода множественного числа от sidra – порядок). Пятикнижие было разделено на 154 седарим. Традиция эта относится к 6 веку до Р.Х. Несколько десятилетий спустя было осуществлено деление на параши (parashiot; от евр. Parasha – глава). Пятикнижие разделялось на 669 параш. Древнейшее деление на главы греческого текста Библии впервые было сделано на полях Ватиканского кодекса (середина 4 века по Р.Х).
Современное деление на главы было осуществлено в первой четверти 13 века. Около 1205 г. канцлер Парижского университета (позже – архиепископ Кентерберийский) Стефан Лангтон (ок.1155-1228) разработал систему разделения библейского текста по главам и применил её к Вульгате. Завершил эту работу доминиканец Гуг-де-Сен-Шир (1240 г.). Это разделение было внесено в еврейскую и греческую Библию. Нумерацию стихов внутри глав осуществили: сначала Сантес Панино (+1540 г.), а затем около 1555 г. Робер Этьен (Робертус Стефанус), парижский типограф.
Вифлеем
Вифлеем (дом хлеба) (Бытие, XXXY, 19, Мих.V1
Мф. II, 1) называемый также Вифлеем Ефрафа, был столь малый и незначительный городок, в колене Иудином, что он даже не упомянут в общих списках городов Иудиных, как например, Неем. Селение Химкам, близ Вифлеема, было обычным местом, из которого путешественники отправлялись в Египет. Город расположен на возвышенности, около 6 английских миль к югу от Иерусалима. Во все времена Вифлеем посещался и до последнего времени посещается множеством богомольцев. Вид на Вифлеем издали очень красив. Среди плодородных полей, окружённый со всех сторон холмами, он действительно представляет одну из живописнейших местностей Палестины. А сколько соединено с ним священно-исторических воспоминаний! Здесь погребена
была Рахиль (Бытие XXXV, 16), здесь некогда, на полях Вифлеемских, Руфь собирала колосья (Руфь I, 2). Он был местом рождения Давида – Царя, пророка и псалмопевца, почему и называется иначе городом Давидовым
(Лк. II, 4-11). Но что важнее всего, в городе Давидовом родился Спаситель Христос Господь. Пресвятая Дева Мария жила в Назарете, но, вследствие Римской переписи населения, она должна была идти в Вифлеем, так как происходила из Дома и потомства Царя Давида, и когда вместе с Обручником Иосифом остановилась здесь, то в это время родился Богомладенец Иисус, за неимением места в гостинице положенный и повитый Ею в яслях. Это преславное событие придаёт особое, священное место Вифлеему и его окрестностям, так как здесь: «Слово Стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины»
(Ин, I14). Здесь на полях Вифлеемских явился Ангел Господень пастырям, пасшим свои стада, и здесь же, в эту чудную ночь, раздавалось с Небес Ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. II, 14). Сюда также, руководимые необыкновенною Звездою, пришли Восточные мудрецы поклониться новорождённому Спасу мира.
В настоящее время Вифлеем, известный под названием – Бетлам, походит более на деревню, чем на город со своими домами в развалинах, с тремя, или четырьмя тысячами жителей – арабов, занимающихся земледелием, садоводством, пчеловодством или изготовлением различным мелких священных вещей – образков,
Чёток и др.
Самый Вифлеем расположен на горе, в виде амфитеатра, от западного холма к восточному, и на сем последнем находится пещера Рождества Христова, или вертеп, известный христианам с самых первых веков, и потому издревле посещаемый. В IV веке Св.Равноапостольная Царица Елена над пещерою Рождества Христова воздвигла великолепный храм-базилику в честь Богоматери, главный средний алтарь которого, возвышающийся на несколько ступеней, находится над самым вертепом. Он принадлежит Грекам.. Из него по15-ти мраморным ступеням, входят в подземную церковь, которая и есть самая Вертеп-пещера. Месторождение Спасителя из полукруглой ниши означено серебряною звездою с 14- лучами и рядом серебряных лампад. Здесь стол, алтарь и мраморная доска служат престолом, на котором совершается Божественная Литургия. В нескольких шагах от места Рождества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус. Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором. В означенном храме находятся и еще несколько пещер и алтарей, таковы: пещера, где обитал Св. Праведный Иосиф, пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом, Вифлеемские младенцы, келия и гробница блаженного Иеронима и др.
В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то:
в долине Рафаимской – дом Симеона Богоприимца: недалеко от Вифлеемской дороги указывают отросток теревинцевого дерева, под которым, по преданию отдыхала Пресвятая Дева Мария на пути из Вифлеема в Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находится гробница и памятник Рахили, далее, за оврагом, видны развалины древней Рамы, напоминающей трогательные слова Священного Писания: «глас в Раме слышен, плачь и рыдание и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. XXXI,15, Мф.II 18 и др).
По материалам
Иллюстрированной полной популярной Библейской Энциклопедии,
составленной трудами Архимандрита Никифора.
Москва.
1891 год.
Храм Рождества Христова
Несмотря на то, что храм Рождества Христова течение многих веков, перестраивался и видоизменялся вне сомнения, и доныне, он представляет собой прекрасный образец христианского искусства. Несколько императоров приняли участие в ремонтных работах храма, так, предположительно, в 6 веке он реставрировался по повелению императора Юстиниана, а в 12 веке стены храма были богато украшены мозаикой по повелению императора Мануила Комнена. В 15 веке на средства западных государей Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского был произведён ремонт крыши, которая была покрыта свинцом.*
Храм расположен перед большой площадью, вымощенной камнем; с западной стороны до сих пор сохранились следы древнего двора – атриума, от первоначальной базилики.
Из трёх дверей, которые прежде вели в притвор храма, ныне существует средняя дверь, которая служит главным входом, но и она давно заложена, а оставлена только маленькая низенькая дверь**.
Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля*** здания, тёмный и разделён стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя.
* В конце 17 века турки сняли весь свинец с крыши храма Рождества Христова и перелили его на пули.
** Предание связывает закладку двери с легендой о том, что во время завоевания Святой Земли арабами, какой-то военноначальник въехал в этот Храм на коне. Из одной колонны главного придела вылетела стая ос и стала этого сарацина жалить. Дырочки в колонне показывают до сих пор. После этого дверь заложили.
*** корабль – здесь, архитектурный термин
Внутренность храма поражает своей величественной простотой. Она имеет форму величественной залы, разделённой четырьмя рядами колонн из красного цельного мрамора с белыми жилками – (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн – 6 метров) на пять продольных кораблей: причём средний корабль своей шириной (10, 40 метров) вдвое превосходят боковые корабли ниже среднего.
По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четырёхугольную плиту: капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращённого, наверху имеют маленькие, кресты высеченные глубоко.
По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Компена: кроме того, есть семь изображений, последних предков Иосифа (в виде полуфигур), важнейших вселенских и поместных соборов, выше – группы украшений из ветвей с листьями и ликов Ангелов на сводах.
Эта часть храма отделяется глухой стеной от третей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери, которая представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырёх углах их пересечения находятся четыре пилястра, в абсиде главного среднего корабля находится греческой алтарь и престол, отделённый от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом.
Остатки мозаики по стенам этой части храма изображают различные события из жизни Христи; в южной абсиде* очень своеобразное изображение входя Господа в Иерусалим; в северной абсиде – изображение явления Воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою;
* абсида – (архитектурн. термин) – свод, арка, ниша; всякая полукруглая и выступающая часть строения. – А.алтарная – полукруглая ниша, покрытая полукупольн.сводом, в вост.части византийских храмов для помещения алтаря; в древнерусск.храмах было по 3 А. - для престола, ризницы и жертвенника.
(Из энциклопедического словаря Ф.Брокгауза И.Ефрона)
у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова; апостолы также без сияний, посреди апостолов Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достаёт.
Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы, расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам.
Сама пещера Рождества Христова находящаяся под православным алтарём, имеет продолговатый вид: длина её 12 метров 40 сантиметров, ширина 3 метра 90 сантиметров и высота 3 метра. Вся пещера освещена 32 лампадами.
Пол её покрыт плитами мрамора так же, как и стены.
В восточной нише находится престол, а над престолом серебряная звезда с надписью на земле по- латински:
Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est
(здесь от Девы Марии родился Христос).
Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, там много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15 лампад.
Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере.
Сами эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого, а боковые стенки из коричневого; в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа, Здесь же на западной стороне находится латинский престол поклонения волхвов с изображение (позднейшего времени) этого события.
Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви Святой Екатерины ведёт лестница в южные части пещеры, сначала в капеллу невинных младенцев, (где по позднему преданию XV), Ирод повелел умертвить младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу Святого Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где Иосиф получил от Ангела приказание бежать в Египет с Младенцем Христом.
Кроме этого, почитаются христианами, особенно католиками, находящиеся в особых пещерах гроб Блаженного Иеронима ( IV в.), гроб и престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц Иеронима Павлы и её дочери Евстохии и, наконец, келья, где Блаж. Иероним провёл 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудам на пользу Церкви.
В окрестностях Вифлеема и доныне существует долина пастырей* (поле пастушков) и селение пастырей –
Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первыми получить весть от Ангела о Рождении Спасителя мира.
Всё в этом святом месте овеяно духом великого события - рождения Христа,
всё здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, всё побуждает
склонить колена пред величием неизреченной Милости Сына Божия!
По материалам «Большой книги Рождества»
Олма-пресс, 1999 года
** Левий, третий сын Иакова и его жены Лии. Левиты – потомки Левия, Колено, которого, как давшее еврейскому народу Моисея и Аарона, получило особенные права на священнослужение. Священнослужители разделялись на три степени: первосвященники, священники и левиты. На левитах лежали низшие обязанности священнослужения. Они служили в основном при Скинии и храме. Особенного удела для жительства им не было дано. Содержание их составляли: десятины и разные приношения народа.
(Из православного Библейского словаря Северо-Западной Библейской комиссии,
Спб, 1997)
Иконостас храма-часовни на месте явления Ангела пастухам